remch_ch (remch_ch) wrote,
remch_ch
remch_ch

Categories:

ПУЛЬГУКСА И СОККУРАМ — ЗАВОРАЖИВАЮЩАЯ ТИШИНА



Когда вы будете в Корее, настоятельно рекомендую вам посетить буддийский комплекс Пульгукса и пещерный храм Соккурам, также относящийся к комплексу, хоть и удаленный от него. Расположены они недалеко от города Кёнджу, столицы государства Силла (57 г. до н.э. — 935 г.), куда тоже стоит обязательно съездить на один-два дня.

Тур Кёнджу-Пульгукса-Соккурам — это возможность на несколько дней почувствовать себя жителем Древней Кореи. Лучше всего бронировать размещение заранее, т.к. в самом Кёнджу не так много гостиниц, как, например, в Сеуле. На весь «тур» лучше закладывать три-четыре дня и также заранее решить вопрос с транспортом.

А сегодня предлагаю совершить воображаемое путешествие — начнем мы с осмотра Пульгукса, а затем поднимемся в горы.

Буддийский храм Пульгукса

Название его переводится как «Храм Буддийской страны» (или «Храм страны Будды», «Монастырь царства Будды) и намекает на тот факт, что когда храм был построен, буддизм был уже принят.

А сие грандиозное событие, имею в виду принятие буддизма, произошло в Силла в 527 г. благодаря т.н. «чуду Ичхадона» — самопожертвованию одного из буддийских послушников, чья казнь положила конец раздорам между «старой аристократией» и желаниями правителя страны. Впрочем, это отдельная большая история. Согласно одной из легенд, Пульгукса был построен уже в 528 г., но, учитывая «чудо Ичхадона» и способности силласких архитекторов (которые, несомненно, были талантливы, но не всесильны), охотнее верится в то, что сооружен храм был все-таки в VIII в., в 751-754 гг. То есть в т.н. «официальную версию».

Храм деревянный, а это значит, что со времени постройки его не раз ремонтировали и перестраивали. Или даже строили заново! Ведь огонь, войны и жучки-короеды! Первоначально Пульгукса состоял из семидесяти отдельно строящих сооружений. Наибольший урон он понес в 1592-1598 гг., во время корейско-японской Имджинской войны. Ремонтом занимались в XVII-XIX вв., в колониальный период (1910-1945), а также в 1960-ые гг. ХХ в., во время правления президента Пак Чонхи (1962-1979). Отдельные реставрационные работы происходят и в наши дни. В 1995 г. Пульгукса и Соккурам были внесены в список «Всемирного наследия ЮНЕСКО».

Что же сохранилось в Пульгукса со времени Силла?

Храм был почти полностью восстановлен, и в наши дни мы можем исследовать его многочисленные постройки, самыми важными остаются каменные и бронзовые «экспонаты».

Итак, прежде всего, подходя к Пульгукса, мы видим каменные лестницы. Они ведут из сада на высокую террасу, укрепленную каменной стеной. Называются они весьма поэтично: «Мост голубых облаков» и «Мост белых облаков» (справа) и «Мост цветов лотоса» и «Мост семи сокровищ» (слева). Все мосты входят в список Национальных сокровищ Кореи. Обратите внимание на арки под лестницами — они придают легкость и изящество камню.


Лестницы «Мост голубых облаков» и «Мост белых облаков»

Поднявшись, мы проходим на территорию храма. Следует отметить, что планировка его отличается симметричным распределением главных зданий, следующим по оси юг-север, и напоминает традиционные корейские архитектурные ансамбли. Центральное строение — Тэунджон (если идти со стороны лестниц «Мост голубых облаков» и «Мост белых облаков» — на карте они обозначены №8.



Тэунджон был восстановлен в 1765 г., но его внешний вид полностью соответствует традициям силлаского строительства. Это прямоугольный деревянный павильон, перекрытый тяжелой черепичной крышей. На стенах сохранились следы живописи Корё (X-XIV вв.).



Теперь познакомимся с двумя другими каменными «Национальными сокровищами Кореи» — пагодами Таботхап, известной как «Пагода сокровищ» (слева на фото), и Соккатхап, иначе «Пагода Шакьямуни» (справа). Стоят они непосредственно перед Тэунджоном, пройти мимо невозможно. При этом, обратите внимание, насколько они отличаются с точки зрения архитектурного решения!



Пагода Таботхап (левая, 10.4 метра) славится как «Матерь всех корейских каменных пагод», в верхней ее части мы видим оригинальную сложную конструкцию, которая по мнению корееведа, специалиста по корейскому искусству, О.Н. Глухаревой, «повторяет священный бронзовый ковчег сарира» («Искусство Кореи», 1982. С.78). Сама же пагода ажурна, открыта и совсем не похожа на Соккатхап (8.2 метра) — классический тип монолитной пагоды-башни с четко заданной структурой и прямыми углами, сохраняющий следы деревянного зодчества.

Кроме того, в Пульгукса нужно обязательно посмотреть на две статуи Будды — обе они бронзовые, относятся к периоду Силла и входят в список «Национальные сокровища Кореи». Это Будда Вайрочана и Будда Амитабха.


Сидячая статуя Будды Вайрочана


Сидячая статуя Будды Амитабха

Напоминаю, что в храмах обычно фотографировать нельзя (поэтому данные фото — пиратские либо промо), нельзя также шуметь, говорить по телефону и тревожить молящихся. При входе необходимо разуться (поэтому с собой следует взять носочки).

Погуляв по территории комплекса, полюбовавшись постройками и подумав о вечном и прекрасном, перенесемся в храм Соккурам. Если же вы хотите перенестись туда физически, то потребуется транспорт.

***

Соккурам был построен в VIII в. и считается частью Пульгукса, хотя и расположен в отдалении. Грот обращен к Японскому (или, как правильнее говорить в Корее, «Восточному) морю. В 1962 г. был включен в Список национальных сокровищ Кореи. В 1995 г. — в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Внешний вид пещерного храма / грота Соккурам

Первоначально, стоя у подножия горы Тхохамсан, мы видим лишь холм и небольшое стоящее перед ним здание — собственно, как раз то, что на фотографии выше. Ценность же, сама статуя Будды, находится внутри, а потому нужно подняться на гору и зайти внутрь. К слову, когда я там была в 2013 г., то посетителям отводилось лишь место перед Буддой — все остальное было закрыто стеклом, поэтому зайти за статую было невозможно.

Считается, что первоначально Соккурам — «Холм с каменной пещерой» — относился к прежде существовавшему комплексу «Сокпульса» (Храм каменного Будды), но деревянные постройки были уничтожены, и до наших дней дошел только грот. Наиболее значительный и величественный памятник Силла. Он построен целиком из гранитных блоков и затем засыпан землей.


Соккурам — схема

Открыт он был всего лишь век назад, в 1913 г., а отдельные скульптуры находили и позднее — храм требовал масштабной реставрации, что и было предпринято в правление Пак Чонхи, начиная с 1969 г.


Соккурам до реставрационных работ


Соккурам восстановленный

Когда вы находитесь внутри, сложно поверить, что над вами — земляная насыпь. Пещерный храм кажется достаточно просторным и хорошо освещенным. По сторонам его и при входе высечены фигуры восьми небесных воевод и духов-драконов, сопровождающие хранителей стран света. Напротив входа — две фигуры стражей дверей.

В круглом зале, где находится величественная статуя Будды, расположены пятнадцать гранитных рельефов с изображениями бодхисаттв, архатов и добрых божеств.



В центре же зала находится статуя Будды из светлого гранита. Фигура отличается строгостью пропорций и четкостью линий контура. Ниже приведу цитату О.Н. Глухаревой из ранее упоминавшейся великолепной монографии «Искусство Кореи»:



«С исключительным мастерством передано выражение внутренней сосредоточенности в чертах полного лица с узким разрезом открытых глаз, смотрящих как бы внутрь себя. Высокие арки бровей подчеркивают выразительными линиями строгость лица, а небольшой нос и своеобразный рисунок плотно сложенных губ, на которых сохранились следы красной краски, свидетельствуют о корейском типе лица будды. Мощный торс с мягкими округлыми формами и плавностью линий силуэта окутан плащом, складки которого, свободно драпируясь, покрывают левую руку и сложенные крестообразно ноги, создавая платный ритм круглящихся линий. Левая кисть руки, свободно и как-то расслабленно лежащая на сложенных у пояса ногах, показана в условном жесте (дхьяна-мудра — жест спокойствия, размышления и мира), а правая покоится на колене с опущенными к подножию пальцами (бхумиспарша-мудра — жест, призывающий землю в свидетели).



Огромный круглый нимб с лепестками лотоса по краю расположен на стене позади головы, усиливая впечатление могущества и духовной силы. В величественном облике будды ощущается своеобразие корейской скульптуры с ее мягкостью текучих линий, благородной сдержанностью и обобщенностью форм. В спокойной канонической позе и в лице будды скульптор сумел передать внутреннюю гармонию и красоту».



https://vk.com/@south_korea_in_your_heart-pulguksa-i-sokkuram-zavorazhivauschaya-tishina

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →