remch_ch (remch_ch) wrote,
remch_ch
remch_ch

Categories:

Корейский уличный театр в период Чосон

Несмотря на тяжелую крестьянскую долю, простой корейский люд все же не был чужд и беззаботному веселью. В большинстве случаев оно достигалось путем нехитрой попойки с друзьями, радостных кулачных боев и — самое желанное! — постановкам заезжей театральной труппы.



Понятия «театр» как некоторое определенное место в Корее не было. Артисты приезжали и уезжали, оставляя за собой веселые лица и ожидание скорой встречи. Постановки обычно проходили на главной площади или, если деревня была слишком мала, то на одной из ее центральных улиц. Не были однородными и представления: кто-то специализировался на танцах в масках (тхальчхум), кто-то исполнял пхансори (особое пение под аккомпанемент), кто-то демонстрировал чудеса акробатики; позднее распространился и стал популярным театр кукол.



Самым первым из театральных искусств стал танец в масках, который первоначально, по-видимому, служил для отправления жреческих функций, а именно связи между человеком и природой. В связи с этим у артистов, работающих в данном жанре, есть особое правило: все маски изготавливались только для одного представления, а после подлежали уничтожению — иначе дух, который, как считалось, снисходит через маску в этот мир, может в нем остаться. Лично мне в этой связи сразу вспоминается известный фильм с Джимом Керри, пусть к корейской истории он не имеет ни малейшего отношения:)

Среди масок обычно была маска красавицы, маска чиновника-янбана (часто влюбленного в красавицу), маска монаха (часто персонаж этот был антагонистом или просто обманщиком), маска злого чиновника; но если труппа могла себе позволить разнообразие, то на этом маски не ограничивались — могла быть и старуха, и старик, и даже обезьяна… Но важно, что актеры всегда — только мужчины! Женские роли обычно играли мальчики 13-15 лет.



Перевоплощение происходило мгновенно — актер менял и походку, и манеру речи, и тон голоса — перед зрителем появлялись совершенно различные персонажи! Более того, зачастую постановка была импровизацией, а потому можно было смотреть ее вновь и вновь, не уставая. Среди популярных тем, которые поднимали бродячие актеры, были:

1) актуальные события в стране;

2) встреча с тигром (отпустит? убьет? а может, и не тигр это вовсе?);

3) провинциальный чиновник в столице — чем выделяется он и как видит мир;

4) сдающий экзамены на чин студент;

5) продажные чиновники, трусливые буддийские монахи и др.



Иногда сюжет строился на истории какого-либо известного всем лица — пересказывались легенды о нем, из небытия поднимались и отряхивались от вековой пыли байки и анекдоты. Конечно же, особое удовольствие у крестьян вызывали показанные комические случаи из их собственной жизни — сварливая жена, выпивоха-муж, хлопоты родителей при приготовлении свадеб детей, лазящий в окна к вдове любовник, о котором все знают, но молчат.



Пхансори, пение под аккомпанемент, появляется в южных провинциях Кореи уже ближе к 17-18 векам, но вскоре получает широкую популярность по всей стране. Для исполнения достаточно было пары: отбивающий ритм барабанщик и певец или певица, — их манера исполнения представляла собой и монолог, и песню одновременно. Меняя интонацию, ускоряя и замедляя темп, исполнитель рассказывал зрителям истории о добродетельных детях, верных женах, чудесных событиях. Барабанщик же то и дело должен был вставлять восхищенные и недоверчивые междометия.

Традиционно в Корее актеры и певцы принадлежали к «подлому люду» — то есть они странствовали, не имея определенного жилья, и иного заработка, как выступление перед публикой, у них не было. Поэтому обычно уже во время представления, в самый разгар действа, артисты делали паузу, и один из них обходил толпу с тарелкой, куда надлежало бросить «пожертвование для продолжения». Если сумма была мала, то артисты отказывались выступать.



«Актерство» считалось «грязным», и хотя они жили вне цензуры (разве можно применить цензуру к сумасшедшему?), все же косились на них с опаской. Добровольно уйти и примкнуть к бродячим артистам желающих обычно было мало — разве что отчаявшиеся, у которых больше ничего не осталось. Иногда их приглашали выступить в господском доме — чиновников-янбан привлекал их «простонародный» вид, умение исполнять трюки или показывать фокусы. Но чем ближе конец 19 века, тем больший интерес народное искусство стало вызывать у аристократии. Так, например, известно, что король Коджон очень любил пхансори и поощрял его развитие.

В наши дни народное творчество и традиционное театральное искусство пользуются уважением и популярностью как в Корее, так и за рубежом. В 2003 году пхансори было внесено в список «Шедевры устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО», в 2009 году этот же список был пополнен театром «Намсадан нори», в наши дни на высоком уровне демонстрирующем культуру бродячих артистов Чосона.

(с) Наталия Чеснокова, специально для https://vk.com/south_korea_in_your_heart

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →