remch_ch (remch_ch) wrote,
remch_ch
remch_ch

Category:

Кисэн — корейские гейши



Конфуцианство, которое было главным философским учением Кореи, признавало женщин существами второго сорта. У них не было образования и профессии, главными обязанностями были ведение хозяйства и воспитание детей. На их фоне выгодно выделялись кисэн — девушки, которые развлекали мужчин беседами, пением, танцами и оказывали интимные услуги. Они получали хорошее образование, но при этом были совершенно бесправны.

Возникновение профессии

Развлекательницы изначально появились в Китае — там их называли ицзи, «певички». Когда в Корее начала работать первая кисэн, точно сказать нельзя, но, вероятнее всего, потребность в них возникла с приходом конфуцианства. Это можно объяснить тем, что женщинам в обществе отводилось крайне незначительное место. Когда в доме собирались гости-мужчины, женщины не имели права выходить к ним. Они собирались в другой, изолированной половине дома и не принимали участия в развлечениях.

Однако ученым мужам не хотелось все время вести высокие беседы: им хотелось веселиться. При этом девушки из знатных домов не появлялись на таких собраниях — это было бы верхом неприличия. Выходом из ситуации стали кисэн.



Они были хороши собой, начитаны, умели поддержать большинство тем. Кисэн развлекали мужчин танцами, пением, игрой на музыкальных инструментах, чтением и сочинением стихотворений. При этом главным их отличием от знаменитых гейш было разрешение на занятия проституцией.

Если в Японии гейши не имели права по закону превращать интимные услуги в способ заработка, то в Корее кисэн такое разрешалось. Однако большинство девушек все же воспринимали проституцию как дополнительное, а не основное занятие. Прежде всего они были людьми искусства.

Как жили кисэн

Девушки, которые должны были познать тайны профессии, воспитывались с детства в специальных школах. Самая большая и престижная из них до середины ХХ века находилась в Пхеньяне. При этом в приюты попадали девочки с улиц, сиротских домов, или же родители отдавали их туда, будучи не в состоянии прокормить.



Кисэн были государственными и намного реже — частными рабынями, у которых не было совершенно никаких прав. Если у кисэн рождалась дочь, она наследовала род деятельности от матери, мальчиков отправляли в другие приюты. Карьера развлекательниц была короткой: расцвет приходился на 16-17 лет, а после 22-х кисэн уже неофициально отправляли «на пенсию». По закону же они считались работающими до 50-ти лет.

В зависимости от внешности, таланта и везения кисэн распределяли на три класса. Девушки более высокого ранга могли перебраться в столицу, заручиться полезными связями, получить незначительное влияние в богатых домах и даже при дворе. Тем, кому повезло меньше, приходилось жить в провинциях, заниматься проституцией, работать в питейных заведениях и на постоялых дворах.



Единственным способом вырваться из рабской жизни было замужество или получение статуса официальной наложницы.

Однако такие случаи были крайне редкими: в Корее положение в обществе играло главную роль, а приютить кисэн значило понизить себя в светском рейтинге. Поэтому нередко блистательная карьера девушки перетекала в бедность.

Сопутствующие обязанности

Несмотря на низкий социальный статус, кисэн постоянно находились в высшем обществе и оказывали на него влияние. Особенно это ценилось во время войн, когда девушки превращались в шпионок и наемных убийц. Так, во времена японского господства кисэн обслуживали вражеских офицеров, выведывая тайны, а иногда и совершая диверсии.

Они могли повлиять на политический баланс сил в стране, изменить мнение чиновника, применив женское очарование, заступиться за чью-нибудь жизнь. При этом они находились в опасности из-за соперничества с женщинами высшего сословия.

Когда действия кисэн становились неосторожными, а влияние — слишком большим, от нее избавлялись без раздумий.



В военное время кисэн жили рядом с лагерями, и роль развлекательниц отходила на второй план. Они были медсестрами, поварами, уборщицами и проститутками — в таких услугах солдаты и офицеру нуждались больше, чем в танцах и пении.

Закат эпохи кисэн

Первые попытки искоренить профессию начались в 10-х годах ХХ века, с приходом к власти японских оккупантов. Они понимали, что кисэн могут быть слишком влиятельными и даже опасными. Кроме того, они олицетворяли корейскую культуру, которую нужно было максимально растворить в японской.

При этом кисэн официально просуществовали до середины ХХ века, а знаменитая школа в Пхеньяне закрылась только в 1947 году по приказу Ким Ир Сена, который видел в профессии развращающее феодальное влияние. В Северной Корее культ кисэн исчез и как факт замалчивается до сих пор.



Однако и в южной части страны ситуация не лучше. О профессии не упоминают в исторических документах: в самых крупных летописях нет ни одной строчки о таких девушках. Воспоминания сохранились только в фольклоре и классической литературе, на старинных корейских гравюрах и фотографиях. 

Анна Стадневская 

http://www.koreya24.ru/kultura/kisen-koreiskie-geisi

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →