remch_ch (remch_ch) wrote,
remch_ch
remch_ch

Category:

Буддизм в Северной Корее



Буддизм пришел на Корейский полуостров в четвертом веке. Изначально зародившись в Индии, религия прошла трансформацию в Китае, и в уже в видоизменной форме попала в Корею. Она смешалась с местными верованиями шаманизма и приобрела уникальную национальную форму. Буддизм в стране был популярен до середины 14 века, а с образованием КНДР был практически полностью вытеснен атеизмом. Однако на культуре страны все еще можно проследить его влияние.

История буддизма на Корейском полуострове

Официальным временем «прибытия» буддизма в Корею считается 372 год, когда королевскому двору представили китайского монаха Сундо. Ему разрешили открыть первый в стране храм и проводить учения. С него началась история этой религии в Корее.

На восприятие буддизма повлияли местные верования, которые населяли окружающий мир духами. Корейцы поклонялись силам и объектам природы, небу, Солнцу, Луне и звездам. Учение буддизма не противоречило таким представлениям, поэтому две религии гармонично слились в одну. Так в стране появилась уникальная национальная ветвь.



Раньше Корейский полуостров делился на три государства — Когурё, Пэкче и Силла. В каждом из них появлялись свои особенности учений и восприятия религии. При этом школы буддизма не враждовали, а мирно уживались рядом. В государстве Силла, в отличие от Когурё и Пэкче, религия встретила сопротивление со стороны правительства, которое видело в нем угрозу власти. В этом регионе буддизм сначала распространился среди простого населения, а затем уже стал интересен аристократии.

К середине седьмого века Силла объединила остальные территории, и Корея стала единым государством. К этому времени буддисты уже потеснили конфуцианство и превратились в значимую силу в экономическом и политическом плане.

На территории страны было более десяти тысяч храмов. Они были не выгодны государству, так как без налогов владели землями и продавали сельскохозяйственную продукцию.



Закат буддизма в Корее

Монахи стали проявлять интерес не только к просветлению, но и к земным радостям. Поэтому среди них началась коррупция и масштабные попытки укорениться у власти. При королевском и аристократических дворах были религиозные люди, которые влияли на принятие решений и обогащались за счет знати. За это они начали постепенно терять авторитет в глазах простого народа.

В 13 веке, во время правления династии Корё, Корея столкнулась с монгольскими завоеваниями. Бесконечные нападения и войны связали с тем, что буддисты сошли в правильного пути. Такая мысль спровоцировала народное недовольство. Чтобы загладить вину, монахи решили сделать религиозный «подарок» стране.

Они вырезали 81 тысячу деревянных табличек с буддистскими текстами и поместили в храме. Это собрание стало одним из величайших литературных памятников Кореи и сохранилось до наших дней под названием «Трипитака Кореана», или «Тэчжангён». Однако даже такая колоссальная работа не смогла остановить нашествия, которое длилось более ста лет.



В 14 веке на полуострове укрепилась династия Чосон, которая правила вплоть до начала 20 века и японской аннексии. Вступив во власть, правители вернули страну в конфуцианское русло и в значительной мере упразднили буддизм. За пять веков правления они добились того, что религия из светского явления превратилось в монашеское. Это обозначало, что буддизм становился чем-то вроде уединенной секты и утрачивал влияние на события в стране.

Буддизм в 20 веке

20 век стал для Корейского полуострова временем больших перемен. В 1910 году в стране установила власть Япония, тоже исповедовавшая буддизм — хотя и в национальной форме.

Это стало еще одним поводом для неприязни к религии — японцы стали навязывать ее насильно, пытаясь вытеснить традиционные корейские верования. Зачастую монахи этой конфессии сотрудничали с японскими властями, что вызывало возмущение народа.




После раскола Кореи на две части его судьба стала еще более незавидной. На юге страны стало получать распространение христианство, «завезенное» американскими войсками и гуманитарными службами, которые помогали стране выкарабкиваться из разрухи. На Севере коммунистический режим принял позицию радикального атеизма и искоренял остальные религии — в том числе, буддизм — как феодальные пережитки.

Современная ситуация на юге полуострова улучшилась, в стране повысился экономический уровень, начался приток туристов, студентов и рабочих. На волне подъема власти решили возрождать традиции, в том числе касающиеся религии.

Буддистские храмы и шаманистские святилища восстанавливают не только как духовные, но и как туристические объекты, которые могут привлечь посетителей и улучшить денежный оборот.



Ситуация в Северной Корее

В сороковых годах прошлого века на новообразованной территории КНДР все религиозные веяния жестоко пресекались. Поводом для этого стало влияние Советского Союза, в котором тоже боролись с «опиумом для народа».

Древние буддистские храмы уничтожались, перестраивались и превращались в здания для утилитарных целей.

В 1950-м году на полуострове началась война, и большая часть того, что уцелело при смене власти, была уничтожена американскими бомбардировками.

В 60-80-х годах началась новая волна борьбы с религиозным прошлым. Однако в этот раз направлена она была, преимущественно, против христианства. На полуостров приезжали миссионеры и гуманитарные конвои, которые по сути оказывались шпионами и контрреволюционерами. Это вызвало недоверие к христианам не только на уровне властей, но и среди простого народа.



В стране провели аграрную реформу, которая перевела все монастырские земли в государственную собственность. Оставшись без места для жизни и служения, монахи вынуждены были вернуться в города. При этом правительство официально создало Союз буддистов, все члены которого находились под непрерывным контролем. Они были обязаны совмещать свои прямые религиозные обязанности и восхвалять линию партии.

«Оттепель» в сфере вероисповеданий началась во второй половине 80-х годов. Восстановление храмов проходило под лозунгами возвращения к историческому прошлому и национальному духу. Сейчас в Северной Корее официально работает более 60 буддистских храмов, разбросанных по стране. Большая часть из них ведет службы, но велика вероятность того, что это происходит для туристов и иностранных делегаций в стране. К противникам — пусть и религиозным — правительство страны относится нетерпимо.



Автор статьи: Наталья Надъярная

http://www.koreya24.ru/kultura/buddizm-v-severnoi-koree

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →