remch_ch (remch_ch) wrote,
remch_ch
remch_ch

Categories:

Экономика КНДР: Взгляд изнутри. часть - II

Захарова Людмила Владимировна, кандидат экономических наук. Старший научный сотрудник Центра корейских исследований.



В ситуации ужесточения международных экономических санкций Северной Корее приходится принимать меры по обеспечению условий для сохранения стабильности экономики «с опорой на собственные силы». В основу исследования положен анализ официальных северокорейских документов, а также эмпирический материал, собранный автором в ходе научной командировки в Пхеньян в 2017 г. В статье рассматриваются основные направления экономического развития КНДР после VII съезда Трудовой партии Кореи, прошедшего в мае 2016 г. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что в условиях ограниченных возможностей использования внешних ресурсов руководство КНДР пытается делать ставку на научно-технический прогресс и мобилизацию частной инициативы граждан, ограниченную рамками социалистической системы собственности.

СТАВКА НА НАУКУ И ТЕХНИКУ

Целью экономического развития КНДР провозглашается «построение сильного социалистического государства, которое использует науку и технику как главные производительные силы». В Отчетном докладе ЦК ТПК на VII съезде партии Ким Чен Ын заявил, что научно-технический потенциал является «самым важным стратегическим ресурсом государства», а на пути его развития страна не должна идти только дорогой, проложенной другими, а должна «перепрыгивать через годы и десятилетия» [9, p. 38].



В стране фактически установился культ науки, ведется активная пропаганда важности работы ученых (особенно в сфере естественных наук) для общества и государства, школьники и студенты осваивают технические дисциплины и основы компьютерной грамотности. Кузницей научнотехнических кадров Северной Кореи является Институт естественных наук в г. Пхёнсон. Для обучения там отбираются самые талантливые дети со всей страны. Для достижения статуса научно-технической державы ставится цель в ближайшее время более чем в 3 раза увеличить число исследователей по всей стране.

В 2015 г. в Пхеньяне был построен четырёхэтажный Храм науки и техники, который выполняет функции политехнического музея со стендами и наглядными моделями по различным областям науки, с площадками для проведения крупных мероприятий с несколькими оборудованными конференц-залами, а также с информационным центром для распространения знаний. Рядом с музеем находится многоэтажное общежитие для ученых, которые приезжают из провинций на мероприятия или обучение.

На ближайшее время ставится задача создания общегосударственной сети распространения научно-технических знаний с центром в столичном Храме науки и техники. Учреждениям, предприятиям и сельхозкооперативам дано указание создавать кабинеты распространения достижений науки и техники, соединенные сетью с этой центральной многофункциональной базой. На современных предприятиях предусмотрены компьютерные классы для дистанционного обучения работников новым технологическим процессам, а также повышения уровня образования, в т.ч. в области иностранных языков.

В целом, попытка сделать ставку на научнотехнический прогресс для модернизации экономики и повышения уровня ее самообеспеченности могла бы дать некоторые результаты. Однако, учитывая очень ограниченные возможности КНДР в научной сфере, наиболее вероятно, что местным ученым придется активно штудировать имеющуюся в открытом доступе информацию* о достижениях иностранных исследователей и пытаться воспроизвести их на северокорейской почве.

*Для этих целей точечный доступ во всемирную сеть Интернет в Северной Корее, вероятно, предоставляется (прим. авт.).

Не случайно в уже упомянутом Отчетном докладе ЦК ТПК подчеркивается важность своевременного освоения передовых научно-технических достижений зарубежных стран в соответствии с реальными условиями КНДР [10, c. 43].

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Развитие человеческого потенциала и улучшение условий жизни людей провозглашаются «приоритетными задачами» в Северной Корее. В стране предусмотрено бесплатное образование и здравоохранение, обеспечение и развитие которых берет на себя государство. В структуре расходов государственного бюджета КНДР на 2-м месте (после вложений в развитие народного хозяйства) находятся именно вложения в образование, культуру и здравоохранение (35% всех плановых бюджетных расходов в 2016 г.), расходы на оборону якобы занимают 3-е место (15,8%).



В последние годы было построено несколько современных медицинских учреждений (например, НИИ онкологии молочной железы при Пхеньянском роддоме, детская больница «Окрю», стоматологическая клиника «Рюгён»), поставлена задача создания дистанционной системы медобслуживания для всей страны, развивается производство местных медикаментов. Однако уровень развития медицины и доступности необходимых лекарств в КНДР все-таки не отвечает требованиям «сильного социалистического государства», в связи с чем именно эта сфера является вполне перспективной для дальнейших вложений и развития «государственно-частного партнерства».

В Пхеньяне, столице КНДР, проживает руководство, элита и наиболее заслуженные, зарекомендовавшие себя лояльными к властям, граждане страны. В связи с этим зарубежные эксперты считают уровень жизни в столице образцовым и не отражающим реальное положение всего населения. Во многом это верно, но так можно сказать и про многие другие столицы (например, Москву).

При этом автор имеет возможность провести сравнительный анализ некоторых аспектов жизни Пхеньяна в 2005 г. и 2017 г., позволяющий сделать выводы об общей динамике развития КНДР.

Население Пхеньяна составляет около 3 млн человек, т.е. около 12% всего населения КНДР. Сразу бросается в глаза существенно возросшая обеспеченность столицы как различными видами продовольственных товаров (прежде всего, мясом), так и ассортиментом промышленных потребительских товаров, в т.ч. местного производства. В универмагах можно приобрести оливковое масло, уксус, страусиные яйца, живую рыбу, простоквашу в 5-литровых бутылках, полуфабрикаты, сладости и многое другое. В магазинах для иностранных туристов представлен широкий выбор косметики, биологически активных добавок, чая и другой продукции от местных производителей.

Налицо позитивные изменения в области транспорта. В июне 2017 г. в Пхеньяне можно б ло увидеть намного больше автомобилей, чем в 2005 г. Существенное развитие получили услуги такси. Они предоставляются несколькими компаниями, например «Корё хангон» (местная авиакомпания), «Корё линк» (местный провайдер мобильной связи), «Корея Кымган Груп». Складывается впечатление, что крупным государственным компаниям из других сфер деятельности удалось привлечь капитал для закупок автомобилей и создать фирмы по предоставлению услуг пассажирских перевозок. Основу местного таксопарка, который продолжает пополняться, составляют автомобили китайского производства.

Помимо общественного транспорта: троллейбусов, автобусов, трамваев и метро, — в столице развивается сеть маршруток. Правда, стоимость поездки в них в 10 раз дороже, чем на обычном автобусе. Судя по высокому уровню их востребованности, часть населения может позволить себе переплачивать за более комфортабельный и быстрый проезд.

В Пхеньяне наблюдается строительный бум. Построено несколько новых кварталов. Квартиры в новых домах выделены для ученых, преподавателей Университета им. Ким Ир Сена и Политехнического университета им. Ким Чака, а также других граждан КНДР. Построенное жилье отличается улучшенной планировкой, значительной площадью, наличием всех коммунальных удобств, включая систему теплого пола.

Почти у всех столичных жителей есть сотовые телефоны. И хотя они не могут позвонить за границу, мобильная связь начинает составлять часть современной жизни в КНДР. Несмотря на отсутствие доступа к всемирной сети Интернет у обычных граждан страны, для них существует внутренняя компьютерная сеть, на просторах которой можно найти как информационные, обучающие и развлекательные материалы, так и заказать товары с доставкой на дом.

Помимо Пхеньяна, по свидетельствам иностранцев, живущих или часто бывающих в Северной Корее, некоторые результаты развития последних лет видны и в некоторых других крупных городах, в сельской местности развивается строительство нового жилья. Масштабная стройка новых жилых зданий, торговой зоны, спортивных и развлекательных объектов запланирована в рамках развития Вонсан-Кымганской зоны международного туризма [11, c. 36]. При этом до многих провинциальных поселений и жителей сельской местности современные блага цивилизации пока не дошли.

Важным фактором видимого подъема в благосостоянии части граждан КНДР является активная торговля с Китаем, на который, по южнокорейским оценкам, в 2016 г. пришлось 92,5% всей внешней торговли Северной Кореи [13, p. 14]. Из КНР идет поток продовольственных товаров, разнообразной одежды и тканей, транспортных средств, бытовой техники и электроники, включая смартфоны. В связи с этим встает резонный вопрос о том, что будет с уровнем жизни в КНДР в случае существенного сокращения торговли с Китаем. Вероятно, северокорейские граждане в крупных городах почувствуют значительное сужение ассортимента предлагаемых в торговом секторе товаров, часть продукции подорожает в связи с сокращением предложения, однако голодать, как в 1990-е гг., жителям страны вряд ли придется.

На современном этапе в КНДР продолжается распространение коммерческих услуг и предложения товаров вне государственной системы распределения. Несмотря на официальные лозунги о строительстве «чучхейского социализма», руководство страны использует возможности, не угрожающие стабильности существующей политической системы, для некоторого роста экономики и некоторого повышения уровня жизни населения.

Начиная с 1990-х гг., когда плановая распределительная система не справилась со своими функциями, жители КНДР нашли выход в активном использовании негосударственных каналов обеспечения, что стимулировало частную инициативу. И если в начале 2000-х гг. попытки признания произошедших изменений со стороны власти так и не были окончательно реализованы, то на современном этапе создается впечатление, что руководство страны приняло решение о поощрении и использовании частной инициативы граждан для мобилизации внутренних ресурсов в условиях международных санкций. Формируется своеобразный механизм государственно-частного партнерства с местной спецификой. Однако все это происходит в рамках сохраняющейся системы «общественной собственности» на средства производства и без радикальных экономических преобразований.

О необходимости системных реформ в КНДР уже многие годы говорят различные иностранные эксперты. Представляется, что для долгосрочного позитивного тренда в развитии экономики руководству страны необходимо пойти на проведение структурных преобразований с целью существенного повышения уровня производительности труда и обеспечения притока инвестиций в основные фонды и инфраструктуру. Однако в условиях, которые руководство страны трактует как «враждебную внешнюю обстановку», ждать коренной перестройки внутренней экономики не стоит. Для преодоления негативных последствий международных санкций, ограничивающих возможности экономического развития КНДР за счет внешних источников, ставится цель мобилизации внутренних резервов с упором на науку и технику как фактор роста производительности труда и повышения уровня самообеспеченности. За счет использования «научного прогресса» и «энтузиазма масс» предполагается решать наиболее критичные для северокорейской экономики энергетическую и продовольственную проблемы.

Список литературы / References

- Жебин А.З. Эволюция политической системы КНДР в условиях глобальных перемен. М., Русская панорама, 2006. (Zhebin A.Z. 2006. Evolution of the Political System of the DPRK amid Global Changes. M.) (In Russ.)

- О Корее. 5. Экономика. Издательство литературы на иностранных языках. Корея, Пхеньян. 2016. (About Korea. 5. Economy. 2016. Pyongyang) (In Russ.)

- Жебин А.З. VII съезд Трудовой партии Кореи: предварительные итоги // Проблемы Дальнего Востока. 2016, № 4. (Zhebin A.Z. 2016. The 7th Congress of the Working Party of Korea: Preliminary Results // Problemy Dalnego Vostoka. № 4) (In Russ.)

- Investment Guide to the Democratic People’s Republic of Korea. DPRK: Korea Foreign Investment and Economic Cooperation Committee. 2016.

- Gross Domestic Product Estimates for North Korea in 2014. Press Release. The Bank of Korea. 17.07.2015.

- GDP and its breakdown at current prices in US Dollars (all countries) - https://unstats.un.org/unsd/snaama/ dnlList.asp (accessed 08.08.2017)

- Толорая Г.Д., Яковлева Л.Н. Экономическая стратегия КНДР после VII съезда Трудовой партии Кореи // Вестник Института экономики РАН. 2016, № 4. (Toloraya G.D., Yakovleva L.N. 2016. Economic Strategy of the DPRK after the 7th Congress of the Working Party of Korea // Vestnik Instituta ekonomiki RAN. № 4) (In Russ.)

- Ким Ир Сен. О руководстве и управлении социалистической экономикой (выдержки). Издательство литературы на иностранных языках. Корея, Пхеньян. 1982. (Kim Il Sung. 1982. About Governing and Managing a Socialist Economy. Pyongyang) (In Russ.)

- Gross Domestic Product Estimates for North Korea in 2016. Press Release. The Bank of Korea. 22.07.2015.
Ким Чен Ын. Отчетный доклад Центрального Комитета Трудовой партии Кореи VII Съезду партии. 6 и 7 мая 2016. М., Книжный мир, 2016. (Kim Jong Un. 2016. Report of the WPK Central Committee at Its 7th Congress. M.) (In Russ.)

- Кымсугансан 5/2016. (Kymsugansan. 2016. № 5) (In Russ.)

- Корея. 2017, № 2. (Korea. 2017. № 2) (In Russ.)

- Directions of North Korea’s Foreign Trade in 2016. Seoul, KOTRA, 2017 (In Korean)

часть I - https://remch-ch.livejournal.com/1835613.html

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →