remch_ch (remch_ch) wrote,
remch_ch
remch_ch

Category:

ЖЕНЩИНА В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ: ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА В КНДР

Традиционно в Корее женщина занимала подчиненное мужчине положение: в молодости она беспрекословно подчинялась родителям, затем мужу, а после его смерти – сыновьям.

-

В традиционной Корее было не принято учить девочку секретам домашних дел или ремесел. Это считалось не только ненужным, но и даже вредным, поскольку дочь с рождения была чужой, заранее принадлежавшей не родному дому, а дому будущего мужа. Считалось, что по-настоящему научить секретам домашнего ремесла женщину должна свекровь или любая другая старшая женщина из рода мужа. В родительской семье в нее закладывали не конкретные хозяйственные знания, а лишь необходимые для общества моральные основы. Например, как должна вести себя добродетельная супруга. А женская добродетель в корейском варианте - это покорность и умение запрятать свои эмоции подальше [3].



Корейская революция коренным образом изменила положение женщин. Уже на заре существования КНДР был принят «Закон о равноправии женщин» (1946), а Конституционные гарантии равноправия женщин закреплены в Социалистической конституции КНДР (1972, в ред. 1998). В ней отмечается (ст.77), что женщина в КНДР пользуется равными с мужчиной социальным положением и правами при соблюдении и гарантии ее репродуктивных прав, особо подчеркивая, что семья в КНДР находится под защитой государства (ст.78) [1, с. 15].



Гендерную политику КНДР определяют два обстоятельства: во-первых, признание того, что женщина – главный воспитатель в семье: «мать рождает и растит детей, учит детей ходить, говорить, одеваться, есть. <…> Хорошее материнское воспитание дома всегда облегчает воспитание в школе и в общественной организации [там же, с. 49]. Второе обстоятельство определяется тем, что воспитание в КНДР подчинено целям строительства нового, коммунистического общества, что предполагает активное участие женщин в коммунистическом строительстве.



Так, выступая на Всереспубликанском слете матерей (16.11.1961) Ким Ир Сен отмечал, что в стране еще сильны традиционно-конфуцианские взгляды на место и роль женщины в обществе, когда считают, что женщины учатся и занимаются всеми делами только для того, чтобы выйти замуж и рожать детей [там же, с. 59]. Ким Ир Сен подчеркивал, что государство должно создать все условия для привлечения женщин ко внесемейному труду, общественной деятельности, всемерно способствовать утверждению их новой роли в социалистическом обществе [там же, с. 60].



Среди мер, обеспечивающих более полное включение женщин в социально-культурную жизнь страны в 1950-1970-х гг. были:

- создание системы социальной защиты материнства и детства, включающие предоставление женщинам оплачиваемых отпусков по беременности и родам, их медицинское обслуживание, медицинское обслуживание новорожденных, младенцев и детей;

- создание системы общественного дошкольного воспитания детей;

- привлечение женщин на производство (в том числе, и в профессии, традиционно закрепленные за мужчинами), развитие институтов надомного труда, позволяющим женщинам-домохозяйкам сочетать семейный и внесемейный труд;

- привлечение женщин в высшее образование, выдвижение их на научную и научно-педагогическую работу.



Вместе с тем, гендерную революцию в КНДР целесообразно связать с именем Ким Чен Ира, начало которой он положил своей речью [2] на совещании ответственных работников ЦК ТПК (30.04.1975). Он отмечал, считая это велением времени, что женщин следует активно привлекать к активной руководящей – хозяйственной, административной, партийной – деятельности, в связи с чем, была поставлена задача по подготовке большого числа женских руководящих кадров.



Им были определены условия выдвинутых целей, среди которых:

- активное выдвижение женщин на руководящую работу, что потребует отказа от дискриминационных представлений о женщине как о «страже кабинета», признание за ними талантов и способностей руководителя. Иначе говоря, Ким Чен Ир настаивал на сломе традиционных представлений о женщине как о существе слабом и подчиненном, что, потребовало воспитания всего общества средствами массовой пропаганды (печать, радио, телевидение, кино, литература) в духе гендерного равноправия;

- снятие возрастных и семейно-статусных ограничений для женщин, предоставление молодым, выпускницам вузов, реальных возможностей показать себя в деле, в решении конкретных задач;

- создание условий для непрерывного образования и самообразования женщин;

- поддержка женщин в их желании реализовать себя и в семейной, и в общественной жизни через активную работу по воспитанию мужчин, направленную на привитие им потребности разделять с женами повседневную домашнюю работу; установление между мужьями и женами отношений товарищества, а не конкуренции;

- систематического изучения женских кадров, отслеживание их успехов и достижений в учебе и производственной практике, создание женского кадрового резерва.

Ким Чен Ир подчеркивал, что гендерная политика корейского социалистического государства – не компания одного дня, а долговременная, целенаправленная и систематическая работа, рассчитанная не на одно десятилетие [там же, с. 17].



Более чем 40-летняя работа в этом направлении позволяет говорить о том, что в настоящее время в КНДР женщины имеют не только одинаковые права с мужчинами, но они наравне с ними создают новое общество. Они работают на предприятиях и в учреждениях, занимают руководящие посты, их избирают в органы законодательной власти, они работают в органах исполнительной власти, руководят наукой, здравоохранением и образованием, успешно служат в армии (в КНДР есть несколько женщин-генералов).



Совершенно иная картина складывается в Республике Корея (Южная Корея). Профессор социологии Института гендерных исследований (Сеул) Юн Кьюн Бай, специализирующаяся на проблемах места женщины в обществе, ее положении на рынке труда и роли в семье говорит: «В Южной Корее принципы образования равны для мальчиков и для девочек, но после замужества и рождения детей карьерные возможности для женщины иссякают и она, по сути, вынуждена прекратить работать. Да, звучат требования о равенстве, но тогда получается, что женщина должна и вернуться к активной занятости, и нести на себе все бремя по поддержанию семьи» [5].



Не будет преувеличением сказать, что в 1980-х годах в КНДР был совершен небывалый для Азии революционный переворот: во всех сферах и во всех подразделениях общественной жизни женщины были активно включены в общественный производительный труд, но, при этом, они продолжают оставаться главными хранительницами семейного очага, а их роль в воспитании детей продолжает оставаться все так же высокой.

С.Ю. Девятых

Библиографический список

1. Ким Ир Сен. О социалистической педагогике [Текст] / Ким Ир Сен. – Пхеньян: Изд-во лит-ры на иностр. языках, 1981. – 412 с.

2. Ким Чен Ир. О подготовке большой армии женских руководящих кадров [Текст] / Ким Чен Ир. - Пхеньян: Изд-во лит-ры на иностр. языках, [Б.г.]. – 19 с.

3. Пак Н.М. Корейская традиция полна добра, уважения людей друг к другу [Текст] /Н.М. Пак // Корейская диаспора. – 1997. - № 1. - С. 7-8.

4. Социалистическая Конституция КНДР [Текст]. - Пхеньян: Изд-во лит-ры на иностр. языках, 1998. – 32 с.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →