remch_ch (remch_ch) wrote,
remch_ch
remch_ch

Category:

Ким и его (и не только его) культ

Для простоты каждого из трех Кимов мы будем именовать так, как его именует население. Ким Ир Сена называют Вождем, Ким Чен Ира – Полководцем, а основным эпитетом Ким Чен Ына является Маршал.

-

Над титулом Полководец многие у нас иронизируют, но, на самом деле, это трудности перевода. По-корейски он не полководец а чангун. У нас это слово обычно переводят как генерал, но теми же иероглифами пишется японское слово «сегун», которое означает не столько генерала в европейском понимании, сколько главу военно-административного аппарата, человека, решающего не только военные вопросы, но и административно-хозяйственные. А учитывая, что Ким в частных разговорах говорил о себе нередко как о полководце трудового фронта, человек, «принявший страну с сохой, а оставивший с сохой и атомной бомбой», имеет на подобный титул некоторые права.

Что же касается Маршала, то он пока еще не «оброс» серьезной титулатурой, и не сильно эту титулатуру форсирует. В русском переводе он просто Уважаемый товарищ, причем уважаемый, на самом деле, кёнъэханын; во времена «двойного культа личности» это слово использовалось в титулатуре Ким Ченира, как часть титула, переводимого тогда, как «любимый руководитель». Буквальный разбор по иероглифам позволяет вариант и «уважаемый» и «любимый».



Зато Полководца начинают чтить наравне с Вождем. Дело в том, что Ким Чен Ир как человек интравертный себе памятников не ставил и, вроде бы, даже выступал против этой практики. Поэтому формально его увековечивание – общественная инициатива. Существует Фонд Ким Ир Сена – Ким Чен Ира, который формально является общественной организацией и занимается установлением памятников вождям. Союз молодежи из кимирсеновского тоже совсем недавно переименовали в кимирсеновско-кимченировский, и вообще термин кимирсенизм-кимчениризм употребляется часто: о том, как это коррелирует с чучхэ, см. один из предыдущих текстов.

И в музее, и в других учреждениях есть специальные комнаты по изучению наследия Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. По сути, они занимают нишу «ленинских комнат» в советской армии.
Прически под Ким Чен Ына, - не видел вообще, но при этом не видел и длинных крашеных волос у молодежи. Впрочем, как мы помним, подобные экстраординарные прически, как минимум, в одной школе позиционируются как пример развращенной и аморальной южнокорейской культуры.

Здание ЦК ТПК, где работает Маршал, не видно с улицы. Оно находится где-то в глубине правительственного квартала, хотя его часто показывают в пропагандистской кинохронике. При этом, любопытно, что это здание называется «танъчунъан», буквально – «Центр партии». Таким образом, Центр партии ака Ким Чен Ир и Центральный Комитет – формально одно и то же, и где кто надо понимать по контексту.

На дороге мне несколько раз попадались группы женщин, которые, стоя на площадях, махали флагами и выкрикивали лозунги, как бы встречая идущих на работу. Оказывается, таким образом домохозяйки участвуют в 200-дневной трудовой вахте. Как я понял, это занимает у них пару утренних часов.
Агитмашины иногда ездят, но не постоянно. Скорее видно машину с репродукторами на крыше, но постоянных лозунгов не слышно.



Про значки.

И Пак Ён Ин, и моя переводчица сначала носили значки с Ким Чен Иром, но по церемониальному случаю во время похода в Кымсусан или на концерт мои сопровождающие сменили значки с обычного значка с Ким Чен Иром на двойной на фоне знамени. На мой вопрос ответили, что специального табеля о рангах и иерархии значков нет. Может быть, ранее тип значка был больше связан с рангом человека, но сегодня у северокорейцев, видимо, по несколько значков на разные случаи. Сегодня это скорее аналог галстука, который надевается по тому или иному случаю. Значки подбирают под тип одежды, но главный тип церемониального значка с двумя вождями на фоне красного знамени считается более церемониальным украшает одежду, надеваемую на официальные мероприятия – костюм или френч.

Кстати, северокорейцы довольно часто прячут значки под курткой, не выставляя их напоказ. И во Владивостоке большая часть северокорейских работяг, которые возвращались в Пхеньян, были без значков и явно не от страха. О страхе упоминаю потому, что, согласно южнокорейским источникам, северокорейцы в России и Китае боятся надевать значки из-за возмущения местного населения провокационной и агрессивной политикой Пхеньяна, стараясь, таким образом, держаться в тени. Эта история скорее забавна сходством с известным анекдотом про человека, долго возмущавшегося, что из его окна видна женская баня, если залезть на шкаф, извернуться особым образом и взять сильный бинокль.



Про лозунги

Лозунги, стелы и прочее давление напоминали мне эффекты от советских плакатов в 1980+ году. Да, их много, но, при этом, они не настолько мозолят глаз, и на каком-то этапе начинают восприниматься просто как цветные пятна. Более того, у меня было ощущение, что изрядное количество ритуальных действий происходит уже, в общем, механически, также как когда некоторые православные механически крестятся при виде церкви или в момент поклонения иконам, и это идет от привычки, а не от сердца.

Чаще всего на глаза попадалось «ильсим тангёль» – единодушная сплоченность. И «чхоннён чхэгим маннен похын» – тысяча лет ответственности, десять тысяч лет гарантии (то, что визит на строящихся объектах).
Видел на двух зданиях два парных лозунга «Чучхесон» (да!!) и «минчжоксон». Самостийность и национальность/этничность. Но – в отличие от остальных лозунгов, больше они не попадались.

Статуи. Их много и почти в каждом общественном месте тот или иной Ким стоит на входе. Соответственно, от гостей следует церемониальный поклон статуе, - мои сопровождающие делали поясной, я делал кивок вежливости. Вообще, как сказал один из моих респондентов, если заменить портреты на иконы, а привычку кланяться статуям на привычку креститься, мы получаем жизнь в довольно «православизированной» стране.

Отдельно отмечу то, что показалось важным. Отсутствие объяснения трудностей происками врагов народа. О трудностях говорят, но в целом, поминая скорее санкции и общие сложности обстановки. Но реплик «а грязь такая оттого, что трижды предатель Чан Сон Тхэк давал коварные указания разводить кур на крышах» - не слышал совсем.

Источник: http://makkawity.livejournal.com/4061168.html

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →