remch_ch (remch_ch) wrote,
remch_ch
remch_ch

Categories:

Легенда авиации - Николай Сутягин, признанный лучшим “реактивным асом” Корейской войны. ВИДЕО



... Среди тех, кто остановил агрессивного, самоуверенного, прекрасно оснащенного врага, был – участник войны в Корее 1950-1953 годов Николай Васильевич Сутягин. Ему принадлежат почти все рекорды воздушного боя на реактивной технике. За время боевых действий (с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952года) произвел 149 боевых вылетов. Менее чем за полгода боевых действий в Северной Корее в 66 воздушных боях лично сбил 21 самолет - наивысший результат в корейской войне. На его счету 15 F-86 "Сейбр", 2 F-80 "Шутинг Стар", 2 F-84 "Тандерджет" и 2 английских "Глостер-Метеор" + 2 победы в группе. Сбил наибольшее число реактивных самолетов - 19. Всех больше уничтожил современнейших на то время F-86 "Сейбр" - 15. Добился наилучшего результата в воздушных поединках за один месяц - 5 побед.

За исключением F-80 «Шутинг Стар» и «метеоров», которые несмотря на модернизации, устарели ко времени корейской войны, противники Сутягина летали на новейших машинах того времени и как воздушные бойцы отнюдь не были новичками. Советские ассы одерживали свои победы на МиГ-15 – самолете олицетворявшем достижения советской техники, в военно-воздушных силах США не было пилота, равного Николаю Сутягину по мужеству и мастерству в "реактивной" войне.

И сегодня немногие знают, что летчик, Герой Советского Союза, сбивший в 1951 году 22 реактивных самолета – наш земляк Николай Васильевич Сутягин. Но в это время СССР ни с кем не воевал. Кто же был противником? Долгое время об этом подвиге не писали, не говорили и героя не прославляли. А между тем, Н.Сутягин – летчик-истребитель, получивший сразу несколько неофициальных званий, таких как “гроза “Сейбров”, “лучший ас Корейской войны”.



Тот факт, что в этой войне принимали участие и советские военнослужащие, для многих наших граждан оставался тайной до самой эпохи перестройки и гласности.

Здесь “ковали летчиков”

Аэроклуб был, как тогда говорили, “кузницей летчиков”. Принимали на учебу лишь юношей и девушек, рекомендованных комсомольскими организациями: лучших из лучших. При этом они должны были быть членами “Осоавиахима” и платить членские взносы.

В программу обучения входила политическая подготовка, занимавшая около четверти всего времени обучения.

Когда был принят закон о призыве на действительную военную службу юношей, окончивших десять классов школы, аэроклуб практически остался без курсантов. Тогда решили зачислять на учебу девятиклассников, которые одновременно с аттестатом зрелости получали и документ об окончании аэроклуба.

Курсанты носили форму установленного образца, у них был осоавиахимовский авиационный флаг с эмблемой аэроклуба и специальный значок. В то время только в нашем городе по меньшей мере четыре аэроклуба занимались подготовкой летчиков.

На войну по комсомольской путевке

В 1941 году Николай был направлен по комсомольской путевке в Черниговскую военно-авиационную школу пилотов, которую закончил в 1942 году и получил звание сержанта.

В октябре 1942 года летчик Н. В. Сутягин назначен в 582-й ИАП (истребительный авиационный полк) 249-й истребительной авиационной дивизии Девятой воздушной армии, базировавшейся на Дальнем Востоке, и через месяц переведен в 5-й ИАП той же дивизии.

Он летал на самолете И-16 и скоро стал командиром звена. В 1943 году получил офицерское звание.

В августе-сентябре 1945 года участвовал в советско-японской войне, сражался в небе Маньчжурии и Кореи.

В аттестации на командира звена лейтенанта Н. В. Сутягина, составленной его командиром в декабре 1947 года, приводится такая характеристика: “Отлично обладает техникой пилотирования и грамотно передает ее летному составу. Хорошо обладает техникой воздушного боя с применением опыта Отечественной войны.

Вывод: занимаемой должности командира звена соответствует.

Достоин выдвижения на должность заместителя командира аэ. Достоин присвоения очередного воинского звания “старший лейтенант”.

Он вошел в число летчиков, способных выполнить задание любой сложности, и одним из первых освоил пилотирование на самолетах Як-7 Б и Як-9.

В 1946 году Николай Васильевич проходит курсы повышения квалификации и получает назначение в 17-й истребительный авиационный полк. Сначала он летает на американском истребителе Р-63 “Кингкобра”, а затем осваивает новейший реактивный истребитель того периода МиГ-15.



Первый самостоятельный вылет на МиГ-15 совершил 31 октября 1950 года.

Н. В. Сутягин летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-15бис, изготовленных на Горьковском авиационном заводе им. С. Орджоникидзе.

В бою говорить по-китайски

Как пишут историки, “откликаясь на просьбу правительств КНР и КНДР, Советский Союз направил в Северо-Восточный Китай соединения истребительной авиации, на базе которых 14 ноября 1950 года по личному указанию И. В. Сталина был сформирован 64-й отдельный истребительный авиакорпус советских ВВС”.

Николай Сутягин позднее рассказывал: “Нас переодели в форму китайских добровольцев, и, глядя друг на друга, мы невесело посмеивались – уж очень непривычно выглядели в синих хлопчатобумажных мешковатых френчах, широких мятых брюках, фуражках с жеваным “блином”-козырьком и туфлях вместо привычных сапог и ботинок. Знаков различия никаких.

На наших машинах опознавательные знаки ВВС КНР. Но это был “секрет полишинеля”: еще не прибыли первые контейнеры с МиГами, а командование США уже пообещало своим летчикам крупную награду за первый сбитый советский самолет. Над китайскими аэродромами сбрасывались листовки, в которых летчику-перебежчику гарантировалась премия в 100 тысяч долларов (в 1953 году один из северокорейских летчиков перелетел на своем МиГе на аэродром противника).

Но и это было еще не всё. Вскоре нам огласили приказ: в бою разговаривать только по-китайски! Всем выдали блокноты с основными командами, обычно отдаваемыми в воздушном бою, и мы принялись учиться говорить их по-китайски. Толку от этого было мало, тогда командование разрешило брать эти блокноты с собой в полет и пользоваться ими для подсказки. Вспоминая это сейчас, не могу удержаться от смеха, но тогда мы должны были выполнять приказ. А это было нелегко: чтобы отдать распоряжение своим пилотам, командир должен был продумать, как оно будет звучать покороче, затем, взглянув в блокнот, мысленно перевести его на китайский язык и произнести вслух. Получив приказ, летчики должны были выполнить всё в обратной последовательности. На это уходило довольно много времени, что в условиях быстро меняющейся обстановки воздушного боя на практике неприемлемо.

Вскоре наши мучения кончились. После того, как один из наших МиГов был поврежден в бою, командование отменило этот приказ и все разговоры пошли на русском языке, порой и с применением “недозволенных выражений”. Что уж там кривить душой – бои были тяжелейшие!”.



14 июня 1951 года Николай Сутягин совершил первый боевой вылет, а 19 июня он сбивает новейший американский истребитель F-86 “Сейбр”.

По основным летно-тактическим данным советский истребитель МиГ-15 и американский F-86 “Сейбр” были примерно равны, и пилоты использовали их те или иные преимущества в воздушном бою.

Истребитель МиГ-15 имел три пушки (две двадцати трех миллиметрового калибра и одну тридцати семи), их снаряды пробивали любую броню.

“Сейбр” имел на вооружении шесть крупнокалиберных пулеметов “Кольт Браунинг”, с большой скорострельностью (1200 выстрелов в минуту).

Учил сбивать американцев

26 июля 1951 года Николай Васильевич выступил на летно-практической конференции соединения как самый результативный летчик дивизии: к тому времени он сбил уже четыре реактивных “Сейбра”. В начале1952-го ему поручается обучение летчиков второго эшелона, готовившихся к боям.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 октября 1951 года Н. В. Сутягину присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1952 года Николай Сутягин был представлен ко второй “Золотой Звезде” Героя Советского Союза, однако не был награжден по различным, не зависящим от него причинам и обстоятельствам.

Считается, что наиболее вероятная причина – то, что официально СССР в войне не участвовал, а дважды Герою (по положению) устанавливался бюст на родине, то есть раскрывалась секретная информация для советских людей.


Музей героя есть в Бутурлине

Николай Васильевич в звании генерал-майора уволился в запас в 1978 году и жил в Киеве.

Работал начальником штаба гражданской обороны НИИ гидротехники и мелиорации.

Генерал-майор Н. В. Сутягин прослужил в ВВС 37 лет, освоил более 20 типов самолетов и вертолетов, на которых налетал около 3300 часов.

Умер Н. В. Сутягин 12 октября 1986 года и похоронен на Байковом кладбище Киева.

В Бутурлинском краеведческом музее открыта экспозиция, посвященная Н. В. Сутягину, где представлены его личные вещи: китель генерала с наградами, фуражка и фотографии.

-

На доме, где он родился, установлена мемориальная доска, и одна из улиц носит его имя. Рассматривается вопрос о присвоении имени летчика одной из школ в Бутурлине.

В настоящее время группа нижегородцев инициирует установку мемориальной доски на здании, где размещался аэроклуб: “В этом здании в аэроклубе имени Баранова в 1939-1940 годах учился Сутягин Николай Васильевич, Герой Советского Союза, сбивший в небе Кореи (1951-1952 гг.) на истребителе МиГ-15бис двадцать два американских самолета”.

В городе Коврове живет Юрий Сутягин, сын Николая Васильевича, а в нашем городе его племянник, они многое помнят и немало интересного могут рассказать о нем.

Боевая статистика

Участвуя в Корейской войне (1950-1953гг.) с 17 июня 1951г. по 2 февраля 1952г., Николай Сутягин произвел 149 боевых вылетов, провел 66 воздушных боев, лично сбил 22 самолета: пятнадцать Ф-86 “Сейбр”, два истребителя Ф-80 “Шутинг Стар”, три – Ф-84 “Тандержет” и два – “Глостер-Метеор”. Сам пилот ни разу не был сбит или ранен.

Американские исследователи своим лучшим “реактивным асом” Корейской войны считают капитана Джеймса Джабара, на счету которого 15 воздушных побед.

материал: Борис Извеков, краевед

Источник: http://nn.mk.ru/print/articles/850574-90-let-so-dnya-rozhdeniya-nikolay-sutyagina.html



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →