remch_ch (remch_ch) wrote,
remch_ch
remch_ch

Categories:

Трагедия над Сахалином

Оригинал взят у kaverdon в Трагедия над Сахалином
Примерно две трети жертв холодной войны в воздухе, 269 человек, погибли в один день 1 сентября 1983 года, когда советский перехватчик сбил над Сахалином южнокорейский "Боинг", следовавший из Нью-Йорка в Сеул и отклонившийся от маршрута из-за ошибки автопилота и невнимательности экипажа.


Обложка номера Time, посвященная трагедии

На волне эмоций в СССР высказывались предположения, будто американцы умышленно направили самолет в советское воздушное пространство с целью проверить на прочность ПВО потенциального противника, в США - будто коммунисты сознательно уничтожили мирных пассажиров, чтобы запугать мир своей неумолимой жестокостью.


Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines, идентичный разбившемуся

В обстановке холодной войны

Прежде чем перейти к рассказу о самой трагедии, давайте посмотрим на то, какая обстановка сложилась вокруг СССР до нее.

Весной 1982 года две американские авианосные группы обогнули Камчатку и вошли в нейтральные воды Охотского моря, на берегах которого располагались базы советских ракетных подводных лодок.

В марте-апреле 1983 года три авианосца с кораблями сопровождения провели трехнедельные учения в районе Алеутских островов.


Советская карикатура на программу СОИ, т.н. "программу космических войн", 1984 г.

23 марта Рейган объявил о своей "стратегической оборонной инициативе", главными целями которой было завоевание господства в космосе и создание противоракетного щита над всей территорией США.
4 апреля 1983 года шесть американских штурмовиков А-7 "Корсар" вошли в воздушное пространство над советскими территориальными водами в районе Малой Курильской гряды и имитировали авиаудар по острову Зеленый.


A-7 «Корсар» II - американский штурмовик, разработанный в середине 1960-х годов.

Политическое и военное руководство СССР потрясла выявившаяся в ходе инцидента беспомощность советской ПВО. По итогам расследования министр обороны Дмитрий Устинов распорядился срочно заменить истребители МиГ-21 и Миг-23 на Курилах и Сахалине более совершенными МиГ-31: как говорилось в приказе, для пресечения возможных провокаций.

"Их это действительно достало", - вспоминал бывший помощник госсекретаря США по вопросам военной промышленности и технологий Уильям Шнайдер.


Пары истрибителей: на переднем плане Миг-31, за ними - Су-27

Со своей стороны Советский Союз 24 ноября 1982 года вышел из переговоров по ограничению ракет средней дальности в Европе, 8 декабря - из переговоров по стратегическим вооружениям и обычным вооружениям на европейском континенте. Дипломатические демарши сопровождались угрожающей риторикой в духе "человеконенавистнические планы империалистов".

Давным-давно разместив у своих западных границ большое количество нацеленных на Европу ракет средней дальности, Советский Союз категорически, на грани истерики возражал против аналогичных планов США, отвергая при этом предложенный американцами "нулевой вариант".

Читая строки выше, надо понимать, что американцы сами немало сделали для эскалации конфликта, заставив СССР во многих случаях искать все новые и новые оборонительные меры. Естественно, выставлять себя в качестве агрессора они никогда не стремились, поэтому вся вина перекладывалась на Советский Союз.


Генеральный секретарь ЦК КПСС в 1982 г.–1984 г. Юрий Владимирович Андропов

В заявлении от 24 ноября Андропов пригрозил США мерами, которые сведут на нет эффект от появления в Европе "першингов" и "томагавков" и гипотетической "программы звездных войн". Военные аналитики немедленно вычислили, что речь шла о постоянном дежурстве советских ядерных субмарин вблизи Атлантического и Тихоокеанского побережья США.

14-18 июня 1982 года СССР провел учения "Щит-82" с полномасштабной имитацией ракетно-ядерного удара, названные на Западе семичасовой ядерной войной.


На снимке: высадка десанта с кораблей ЧФ СССР во время учений Щит-82

На совещании с руководством КГБ в мае 1981 года Андропов назвал главной задачей не просмотреть аналогичные намерения потенциального противника.

Крупнейшая после Второй мировой войны операция советской разведки, отвлекавшая силы от политического и экономического шпионажа, проводилась с 1981-го по 1984 год, достигнув пика в 1983 году. В постоянном режиме отслеживалась не только военная активность, но и множество косвенных признаков, например, наращивание запасов донорской крови.

Для советских дипломатов происходящее стало шоком. По меньшей мере, двадцать лет возможность ядерной войны никто всерьез не рассматривал.

"Я узнал об этом от резидента КГБ. Мы с ним расценили все эти опасения довольно скептически, но должны были все же серьезно отнестись к ним, поскольку Москва могла располагать секретной информацией, о которой нам не было известно", - вспоминал тогдашний советский посол в Вашингтоне Анатолий Добрынин.


Советский дипломат Анатолий Фёдорович Добрынин

О хрупкости мира в то время свидетельствует ЧП в ночь на 26 сентября (по московскому времени) 1983 года.


Станислав Петров, 26 сентября 1983 года предотвратил потенциальную ядерную войну, когда из-за ложного срабатывания системы предупреждения о ракетном нападении поступило сообщение об атаке со стороны США. Подполковник в отставке.

Из-за засветки датчиков советского спутника солнечными лучами, отразившимися от высотных облаков, на командный пункт противоракетной обороны в Серпухове поступил ложный сигнал о запуске американских МБР. Лишь профессионализм и здравый смысл старшего смены подполковника Станислава Петрова не дали объявить в СССР ядерную тревогу.

В обстановке, когда стороны, по излюбленному выражению журналистов, "смотрели друг на друга сквозь прорези прицелов", могло случиться что угодно. И случилось.

В ночь трагедии

Пассажирский "Боинг-747" (регистрационный номер HL7442) южнокорейской компании Korean Air выполнял регулярный рейс KAL-007 по маршруту Нью-Йорк - Сеул с посадкой для дозаправки в Анкоридже, на Аляске.

На борту находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров: южнокорейцев, американцев (в том числе конгрессмен Ларри Макдональд), тайваньцев, японцев и филиппинцев.

1 сентября в 03:00 по местному времени (11:00 по Гринвичу) он вылетел из Анкориджа. Маршрут пролегал над Тихим океаном, огибая территорию СССР.


Карта полета Боинга-747. Сплошной линией указан проделанный путь, пунктирной - маршрут по плану.

Пролетая в районе радиомаяка в Бетеле, последнего пункта контроля на американской территории, самолет отклонялся от курса в северо-западном направлении на 20 километров. Ситуация была штатной и не давала оснований для тревоги, но незначительная ошибка, постепенно накапливаясь, к моменту гибели самолета выросла до 500 с лишним километров.

По данным расследования, проведенного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и впоследствии подтвержденным информацией с "черных ящиков", экипаж неправильно настроил автопилот, а в дальнейшем не выполнял ручных проверок текущих координат, положившись на автоматику.

В 04:51 по местному времени самолет вторгся в советское воздушное пространство и продолжил полет над запретной зоной на Камчатке, где располагалась советская ракетная база.



По классификации НАТО SS-25 Sickle (Серп) - это РТ-2ПМ «Тополь».

В тот день ожидалось очередное испытание советской баллистической ракеты SS-25 Sirckle, которая должна была стартовать с космодрома в Плесецке и поразить цель на камчатском полигоне Кура.

Информация в подобных случаях ограничивалась двухстрочным сообщением ТАСС о том, что испытание прошло успешно.

Разумеется, американцам было небезынтересно, так ли это на самом деле. К берегам Камчатки всякий раз направлялись самолеты-разведчики Р-135, которые при помощи бортовой аппаратуры наблюдали за полетом и падением ракеты.


На снимке RC-135 Rivet Joint - самолет радиоэлектронной разведки и аэрофотосъёмки, не имеющих вооружения. Помимо лётного экипажа, на борту такой машины работало 25-30 операторов. Является модификацией Boeing KC-135 Stratotanker, реактивного многофункционального военно-транспортного самолёта, спроектированногов начале 1950-х.

Р-135 строились на базе "боингов" и внешне почти не отличались от них, особенно в темноте и в облаках.

Разведывательный самолет достиг границы СССР в 02:35 и начал курсировать в заданном районе. В определенный момент он и пассажирский"боинг" сблизились настолько, что слились на экранах дальних радаров в одну точку.

Затем "боинг" продолжил движение в сторону Камчатки, а Р-135 удалился в направлении, более или менее совпадавшем с международным воздушным коридором.

Советские операторы приняли пассажирский лайнер за воздушного разведчика.


МиГ-23 — советский многоцелевой истребитель третьего поколения с верхним расположением крыла изменяемой стреловидности.

На перехват поднялись шесть истребителей МиГ-23, которые сопроводили подозрительный объект над Камчаткой и вернулись на базу, когда он в 06:05 покинул советское воздушное пространство и продолжил полет над Охотским морем.

Средствами электронного контроля было зафиксировано, что в 06:10 экипаж сообщил по радио наземным службам на Аляске и в Японии, что полет проходит благополучно.

В 06:13 "боинг" вновь пересек советскую границу, на этот раз над Сахалином. Навстречу взлетели два перехватчика Су-15 с авиабазы "Долинск-Сокол". В 06:24 поступил приказ: "Уничтожить цель".


Су-15 - советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов. Долгое время составлял основу ПВО СССР.

Капитан Геннадий Осипович выпустил две ракеты, поразившие авиалайнер. Через 12 минут обломки упали в море с высоты девяти километров в районе острова Монерон юго-западнее Сахалина.

Командир авиадивизии, в которой служил Осипович, Анатолий Корнуков, не был ни поощрен, ни наказан. Впоследствии он стал генералом армии и главкомом ВВС и ПВО России. Однако представить, будто такое решение принималось на дивизионном уровне, сложно.


Слева - Г.Н. Осипович. Майкоп, середина 1980-х гг. Уже в звании подполковника.
Справа - А.М. Корнуков. В 1998-2002 годах главком ВВС РФ.


Открытию огня могло способствовать и то, что при приближении перехватчиков южнокорейский авиалайнер начал сбрасывать скорость, что походило на попытку оторваться от преследования (при скорости меньше 400 км/час сверхзвуковой истребитель сваливается в штопор). По мнению комиссии ИКАО, экипаж в это время приступал к набору высоты.

Американцы считают, что судя по опубликованным записям переговоров Осиповича с землей, пилот и его командиры не думали, что самолет пассажирский, а больше всего были озабочены тем, чтобы нарушитель не ушел.

По словам Осиповича, он не мог визуально отличить гражданский "боинг" от Р-135, потому что его этому не учили, и не вступал в радиоконтакт с экипажем, поскольку для этого пришлось бы перейти на другую частоту. Он свидетельствует, что подавал сигналы миганием бортовых огней, а за четыре минуты до открытия огня на поражение дал в направлении самолета несколько предупредительных очередей, израсходовав 243 снаряда.



Мемориал рейсу 007 («Молельная башня» на мысе Соя в Японии)

Как корейский экипаж мог не заметить этого? Считается, что даже если бы кому-то в Пентагоне или ЦРУ пришла в голову идея прощупать таким образом советскую ПВО, гражданские пилоты, да еще иностранцы, ни за какие деньги не стали бы играть жизнями пассажиров и своими собственными.



Boeing 707 на льду озера Корпиярви

С другой стороны, самолет такой грузоподъемности мог нести на борту не самые приятные вещи, включая ядерное оружие, если верить источниками. Да и пилот не совершил чего-то запрещенного. В 1978 году по залетевшему в районе Мурманска Боингу 707 тоже выпустили две ракеты, одна из которых поразила цель, после чего Боинг совершил аварийную посадку на лёд озера.

Осипович допускал, что летчики могли не увидеть его бортовых огней и очередей, поскольку он летел за "боингом" в хвост и стрелял не трассирующими (за неимением таковых), а обычными снарядами. Был ли вообще предупредительный огонь, или нет, достоверно знали только пилот истребителя и его начальники.



Не исключено, что предполагаемый самолет-разведчик решили "грохнуть" без предупреждения, чтобы впредь было неповадно. Версия, не подтвержденная документально, но вполне правдоподобная по мнению американских СМИ. С другой стороны, если трезво оценить сложившуюся ранее военно-политическую обстановку, то можно предположить, что у СССР не оставалась другого выбора, как твердо защищать свою территорию от возможных провокаций.

Существуют и альтернативные версии. Странными называют тот факт, что в месте предполагаемого падения рейса не было найдено ни тел, ни их частей, ни багажа  По одной из версий человеческие тела были съедены крабами. Другая альтернативная версия – теория шпионского заговора, указывающая на то, что власти США сокрыли часть фактов от общественности, а тогдашний президент Южной Кореи получил большую взятку в обмен на «протекцию правительства» на время расследования причин катастрофы.

В 1997 году к очередной годовщине трагических событий с сенсационными разоблачениями американских спецслужб выступил бывший сотрудник японской военной разведки Иосиро Танако. По его утверждению, которое было подтверждено фактами, американские спецслужбы специально направили южнокорейский лайнер в советское воздушное пространство, чтобы «включить» систему ПВО и выявить ее секретные объекты.

Итог этой трагедии - гибель "боинга" поставила крест на робких попытках диалога СССР и США. Считается, что отношения оставались на точке замерзания вплоть до встречи Рейгана и Горбачева в Рейкьявике.

И два вопроса напоследок:

[Error: Invalid poll ID 2025651]
[Источники]


Автор оригинального текста - Артем Кречетников, Би-би-си. Текст цитируются с небольшими изменениями.

Иллюстрации из открытых источников




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments