Previous Entry Share Next Entry
Конфуцианство в современной системе ценностей корейцев
Армия
remch_ch


Корейская культура самобытна, но как во всякой, даже очень оригинальной культуре, в ней можно обнаружить силь­ные внешние влияния. Из Древнего Китая в Корею пришли мировоззрение, иероглифическое письмо, система органи­зации государства, архитектурные стили, способы обустрой­ства жилища и многое другое. Я считаю, что эта тема акту­альна, т.к. конфуцианские ценности в Корее – это не только базовая основа идеологии корейской нации, это прочный фундамент успешного развития страны, а для Казахстана, Узбекистана и для других стран Центральной Азии важно по­нять, каким образом превратить государство в конкуренто­способное, самодостаточное, с высоким уровнем развития, которое не потеряется в глобальном мире. Успешным при­мером такой трансформации является Южная Корея.

КОНФУЦИАНСТВО с кит. – «учение школы ученых- интеллектуалов». Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока. Основателем считается Конфуций (551 – 479 до н.э) В чем сущность конфуцианских сочинений? Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосре­доточило свое внимание на человеке, проблемах его врож­денной природы. Основное содержание учения Конфуция – это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Этосистема политической и частной этики.

Для начала, заглянем в отдаленные анналы истории, как конфуцианство пришло в Корею?

Эта система ценностей, нацеленных на понимание окру­жающего мира и ставящего во главу угла человека, нашла отклик в душе корейского народа и стала основополагаю­щим элементом жизни еще в эпоху Когуре (4в. до н.э.)[1]

В период троецарствия под влиянием Китая, конфуциан­ство стало основой структуры правительства и администра­ции. Постепенно превращаясь в неотъемлемую часть образования и культуры, конфуцианские каноны утвердились в национальной идеологии. Во времена правления династии Чосон в школах и академиях обучение основывалось только на воспитании духовности и почитании предков, это период, когда конфуцианство переживало свой расцвет. А середина 16 века является временем установления правил поведения по конфуцианским канонам. Во времена Имджинской войны добровольческие отряды «Ыйбен» во главе конфуцианских и буддийских монахов нанесли немало ударов японской ар­ мии, а во время иностранной интервенции, конфуцианство выступало идейным антиподом западного учения – христи­ анства.

После аннексии, Корея потеряла немало культурных ценностей, памятников, как конфуцианства, так и буддизма с захватом власти японцами, конфуцианская система прак­ тически исчезла. Но, несмотря на это, вера в человека, ува­жение к старшим, система иерархии продолжали существо­ вать в корейском обществе. Конфуцианство превращалось в национальный дух, в традицию, которую непременно нужно было сохранить во имя свободы. Это была этическая осно­ ва существования всего, начиная от семьи, заканчивая госу­дарством, концепция единения страны. Хотя конфуцианское учение может быть, и потеряло свою былую роль основысистемы власти и управления, тем не менее, нельзя сказать, что после стольких веков внедрения этой доктрины корей­ цы изменили свой образ мышления и отбросили обычаи и привычки, связанные с этой религиозной системой.[4] Так, с одной стороны, корейцы почтительно относятся к возрасту, ценят общественную стабильность и испытывают уважение к образованию и совершенствованию. С другой, у них суще­ ствует определенная идеализация прошлого, жесткая соци­ альная иерархия, а также некая абстрактная отрешенность, в силу которой они предпочитают видеть мир не таким, какой он есть, а таким, каким ему следует быть [2,235]

После раздела страны по 38-параллели, Корейской вой­ны, Южная Корея подверглась коренной модернизации сво­ их устоев. Страна, стремящаяся к освобождению не толь­ко территории, но и культуры, вместо этого превратилась в «американскую марионетку». Но в первые послевоенные годы, так или иначе, присутствие американских войск вос­принималось как гарантия того, что страшного нападения «северян» больше не повторится. Так началась американизация корейской культуры. Но даже в, то время, когда проамериканские партий одерживали верх, симпатии к кон­фуцианской интеллигенции оставались достаточно стабиль­ными. Это трепетное отношение к идеологическому учениюне изменилось до сих пор.

Мы видим, что конфуцианские ценности подвергались самым разным влияниям на протяжении всего своего суще­ствования. Опыт глобализации привел к тому, что в Корее сейчас публично озвучены демократические ценности и по­строены институты, соответствующие этому (парламент, вы­ борная система, неправит, структуры и т.д.). Но всё равно в обществе неизбывно живы конфуцианские каноны, имею­щие философскую, религиозную, этико-правовую, политиче­ скую ценность. Я сфокусирую свое внимание на основных этических нормах конфуцианства, соблюдаемых в Корее. Это, прежде всего, «пять постоянств», или пять доброде­ телей: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость. К ним следует добавить так назы­ ваемые «пять связей»: 1) государя и подданного, господина и слуги. 2) родителей и детей. 3) мужа и жены; 4) старшего и младшего; 5) между друзьями.[4].

Т.о. цель моего доклада выяснить какое соотношение су­ ществует между вековыми конфуцианскими устоями и со­временной системой ценностей корейцев. Являются ли они противниками друг друга или же составляют продуктивный симбиоз? Каково будущее конфуцианства в эпоху глобали­зации? И как правила поведения пяти взаимоотношениисоблюдаются в современности?




Взаимоотношение 1. «государь и поданный»

Раньше эти отношения считались важнейшими в обще­стве и доминировали над всеми остальными. Безусловнаяпреданность и верность господину была основой характера «благородного мужа» в конфуцианском понимании [4]. Сфор­ мулированные Конфуцием основы социального порядка со­ блюдались беспрекословно. «Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником, т.е. пусть в этом мире всё станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено» [3, 263]

Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категории, верхов и низов, тех, кто думаети управляет и тех, кто трудится и повинуется. Разграниче­ ние на «верх и низ» было необходимо, так как конфуцианцыбыли убеждены, что самому народу его собственные интере­сы непонятны и недоступны и что без опеки мудрых правите­лей он обойтись никак не может. «Народ следует заставлять идти должным путем, но не нужно объяснять почему»[3,264]. Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам т. н. гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую в конфуцианстве, но им развитую и обоснованную. А народ должен был быть послуш­ ным, следуя избранному правителем пути, посвящая себя служению высоким идеалам. Симметрия обязательств обо­ их сторон, которую мы не раз еще встретим, на мой взгляд, основана на параллели двух важнейших достоинств «благо­родного мужа» (по Конфуцию): гуманность и чувство долга. Как же эти взаимоотношения уживаются в наше время? Конфуцианские принципы этих взаимоотношений осо­ бенно ощутимы в служебной жизни корейцев. Жизнь корей­ ских организации пропитана тем же духом иерархии, тем же стремлением избегать ненужных конфликтов, которое было характерно для них в далекие времена. Продвижение в со­ответствии с возрастом и выслугой лет, которое также ба­ зируется на старых представлениях, по-прежнему остается характерным для корейских фирм. [1]

Босс так же, как и правитель в свое время, является от­ цом, наставником, учителем. И строгое повиновение, выпол­нение поручений – непререкаемый закон по сей день.

На Западе открытая демонстрация служебной иерархии зачастую воспринимается как нечто неприличное, началь­ство и подчиненные внешне держатся или уж, по крайней мере, стараются держаться как равные.

В Корее же, несмотря на ее вестернизацию, это немыс­ лимо, и поясные поклоны, отвешиваемые начальнику по по­воду или без повода – это нормальное поведение корейского служащего. Отношения между сослуживцами основывают­ся на чон – чувстве семейной привязанности. Отношения между главой и подчиненными есть отношения между чле­нами семьи и отцом. Эссеист, Ли Кю Тхэ, который в совре­менной Корее заслуженно считается ведущим авторитетом в вопросах национального характера, как-то заметил: «Ие рархичность – способ существования корейца, а выход из иерархической структуры равносилен выходу из корейского общества». Представление о том, что общество представ­ляет собой строго иерархизированную пирамиду, в которой в принципе не может быть двух человек, совершенно рав­ ных по своему социальному статусу, сохраняется на Даль­ нем Востоке и поныне. Именно с этим, в частности, связано необычайное пристрастие корейцев к визитным карточкам. Ведь визитка – самый простой и надежный способ понять, с кем ты имеешь дело, он отражает то, к иерархической лест­ нице относится человек и то, какое место на этой лестнице он занимает. Первое, что хотят знать два незнакомых корей­ ца, впервые встретившись друг с другом, – это то, кто же из них, собственно, является старшим (не по возрасту, но по общественному положению). Поэтому при встрече корейцы задают серию стандартных вопросов, некоторые из которых кажутся чужеземцам весьма некорректными (вопросы о воз­ расте, семейном положении, месте рождения, месте учебы или работы). [2,238]

Взаимоотношения «государь – поданный» неразрывно связаны с взаимоотношениями «младший – старший» и«родители-дети», ведь понятия «государь – старший -отец» были неразделимы.

Взаимоотношения 2. «старший – младший», «родители-дети»

Одной из важных основ социального порядка, по Конфу­ цию, было строгое повиновение старшим. Любой старший,будь-то отец, чиновник, государь – это беспрекословный ав­торитет для младшего, подчиненного, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это элементарная норма для младших и подчиненных, как в рамках государ­ства, так и в рядах клана. [3,264] Обязательным считалось не только уважение к старшему по возрасту, но и к старшему по положению, чину, званию, мастерству. Конфуции любил говорить, что государство – это большая семья, а семья – малое государство. Основа семьи – беспрекословное пови­новение детей родителям, младших старшим.[2,240] Даже если отец недобродетелен, сын обязан лишь смиренно уве­щевать родителя. Родители с самого раннего детства забо­тятся об образовании, воспитании детей, дети же должны были заботиться о старости родителей.

В наше время, несмотря на то, что традиция «взаимно­ го должноствования» родителей и детей сохранилась, и по­читание старших младшими остается основой поведения, именно, в семейных взаимоотношениях происходит кон­фликт вестернизации общества и традиционных конфуци­анских установок.

Раньше конфуцианский культ предков способствовал расцвету культа семьи, интересы семьи всегда превосходи­ ли интересы одной взятой личности. Подросшего сына жени­ ли, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей. Любовь, т.е. нечто личное, эмоциональное, всегда нахо­ дилась в совсем иной плоскости, на неизменно низком уров­не, чем интересы семьи. Любовь могла прийти после брака, а могла и не прийти, но это ни в коем случае не мешало нор­ мальному существованию семьи, т.е. рождению детей, пре­ жде всего сыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи в веках. [2,266]

Но сейчас страна идет по пути распада патриархальных отношений, переходит к новому типу семьи: неиерархиче­ской, индивидуалистической. Либерализация половой мо­рали, общественное разрешение разводов, проникновение идей об «американской мечте», феминистические взгляды на права мужчин – всё это постепенно превращает семей­ ные ценности просто в звук. Семейные узы ослабевают из-за того, что подавляющее большинство взрослых детей большене хотят жить с родителями и даже отказываются их обеспе­ чивать, хотя в прошлом это был долг старшего сына. [1]

Кстати о сыновьях, огромную роль, именно, в отношении к сыновьям, сыграло конфуцианство. В соответствии с кон­фуцианскими предписаниями только сыновья (а также внуки и вообще потомки по прямой мужской линии) могли совер­шать жертвоприношения перед поминальными табличками предков. Без этих жертвоприношении, души предков будут обречены в загробном мире на голод и нищету.[ 2,145]

За многие века господства конфуцианства особое от­ ношение к сыновьям стало неотъемлемой частью культуры. Ясно, что родители до сих пор предпочитают иметь маль­чика, а не девочку. И, как только, появилась возможностьопределять пол на ранней стадии беременности, увеличи­лось число абортов, что привело к демографическому дисбалансу. Но вскоре власти запретили врачам под угрозой закрытия лицензии определять пол эмбриона. Т.о. ситуациянаходится под контролем, но проблем а отнюдь не решена. Демографический дисбаланс угрожает не только измене­нием семейных отношений, но и увеличением сексуальных преступлений. В последнее время в Корее гласно уравни­вается положение мужского и женского пола, но негласно даже при принятии на работу предпочтение до сих пор от­дают мужчинам. Безусловно, большую роль играет также позиция государства, которое не без основания видит в со­хранении традиционных семейных ценностей важный фак­тор, способствующий развитию страны. [1] Не является лиэто негативной ролью конфуцианства?

Взаимоотношения 3. «муж-жена».

В древние времена права мужа были безграничны, а обя­ занности жены сводились к беспрекословной покорности,образцовому поведению и ведению хозяйства. Уважение к мужу проявлялось во всё вплоть до речи. Жена всегда про­пускала мужа вперед, уступала ему место и брала тяжелый груз вместо него. Кротость, скромность, молчаливость, по­виновение – вот те черты, которыми отличались корейские жены. Муж являясь «правителем» очага всегда являлсячеловеком властным и всегда обеспечивал семью. Но есть одна особенность: раньше, как и сейчас финансами в семье заправляла жена. В силу того, что браки были чаще всего «по расчету», жены были притязательны больше в матери­альном плане, нежели в любви. [5,223]

Сейчас на смену робкому нежному существу приходит уве­ ренная коренастая тетушка. Чьё влияние хоть и полностью зависит от доходов мужа, значительно увеличилось. Если раньше жены не имели права принимать участие в решенииважных дел мужьями, то сейчас все решения, особенно, ка­сающиеся семьи, решаются только при ее участии. Как уже упоминалось, процесс вестернизации глубоко затронул се­ мейные устои общества, в том числе и положение супругов. Женщины, получив доступ к работе, учебе, отодвинули брак на 2 план. По статистике, возраст замужества увеличился на 5 лет. Если в древние времена было немыслимо пред­ ставить жену, живущую отдельно от мужа, предоставленную саму себе. То сейчас даже появилось такое выражение как «чумаль пубу» (супруги на выходные) – так говорят о супру­гах, которые живут в разных городах и имеют возможность встречаться только на выходных. Неизменно осталось одно – статус «жена». В Корее положение замужней женщины гораздо выше, чем незамужней. И статус жены прямо про­порционально зависит от статуса мужа. (Если вы жена пре­ зидента, то даже в речи обращение к вам будет другое). Так­ же для Кореи по-прежнему характерна высокая прочность семейных связей. Даже, несмотря на либерализацию супру­ жеской морали, отношение к разводу в Кореи очень насто­роженное.

Взаимоотношения 4. «Друг-друг»

Отношения между друзьями должны были носить харак­ тер искренней и бескорыстной взаимопомощи.[4] Конфу­цианцы действительно придерживались идеалов доброты и милосердия ко всем своим ближним и ко всем людям наземле. Благодаря этой заповеди, корейцы легко достигали согласия и всегда имели коллективный дух. [1] Корейскиесверстники никогда не делятся на богачей и бедняков, «все имеют равные возможности».

Это характер взаимопомощи мне посчастливилось ощу­тить на себе при знакомстве с корейским студентом. Очень открытое, добродушное поведение никогда не заставит че­ловека сомневаться в хорошем настроении друга-корейца,(даже если это будет не так)

«Ты мне – я тебе» – вот девиз дружеских взаимоотноше­нии корейцев, сохранившийся по сей день. Именно благо­даря этому во всех корейских фирмах рабочие отношения очень легко становятся семейными. Коллективный дух вос­питывается везде, начиная от школы, заканчивая работой (будь-то походы в горы или поход в бар после работы).

Следует отметить, что обе стороны во всех пяти взаимо­ действиях имеют определенные обязательства: при взаи­моотношении «государь – поданный: справедливо править и покорно повиноваться; при взаимоотношении «старший -младший» – достойно воспитывать и почитать; при взаимо­ отношении «родители – дети» – дать образование и отдатьдолг родителям; при взаимоотношении «муж-жена» – обе­ спечить жену, продолжить род и чтить, слушаться мужа, про­должать род и при взаимоотношении «друг-друг» – обязан ности равны: помогать друг другу.

Каждый несет ответственность за то, чтобы действовать, говорить и думать в соответствии с понятиями о доброте и сотрудничестве. Кто-то может возразить, что все это не мо­ жет быть абсолютным. Что же делать людям одиноким? Но ведь один человек не сталкивается со всеми другими людь­ ми на земле. Его круг общения ограничен. [1] Именно по этой причине перечислены только пять типов межличностных отношений. Действительно, гораздо лучше, когда человек относится доброжелательно и с уважением к нескольким людям, с которыми он общается часто, чем торжественно провозглашать о своей «любви» ко всем людям. Он никог­ да не узнает всех людей. Правильная жизнь заключается в правильных действиях по отношению к людям, с которыми постоянно встречаешься в повседневной жизни.

Сравнив пять основных взаимоотношений корейцев в древности и сейчас, мы видим, что многое осталось прак­тически таким же: иерархичность общества, сыновья почти­ тельность, уважение старших, дружеская взаимопомощь.Основные конфуцианские традиции красной линией прохо­ дят через всю историю существования корейского общества. Является ли конфуцианство стержнем, силой государства или же, наоборот, оно является камнем преткновения про­гресса? На этот вопрос бытуют разные мнения.

Ким Гениль в своем нашумевшем бестселлере под на­званием: «Конфуций должен умереть, чтобы страна жила»пишет: «Мы были когда-то ясными и чистыми людьми, людь­ ми, полными уверенности в себе, а превратились в затоп­ танных «корейцев-конфуцианцев» с промытыми мозгами, мы отстали от мира на 100 лет… Отсутствие личной свободы и демократии – вот что ставит профессор Конфуцию в вину в первую очередь. Конфуцианское понятие долга в основ­ ном связывает корейца с окружающим миром – долг перед семьей, родителями, долг перед фирмой, долг перед стра­ной… И нет в этом пожизненном долговом обязательстве места свободному творческому полету, сплошное «насилие над личностью»… Все почти верно – но ведь и окружающая жизнь не оставляет корейцу особого места для полета, она сама – одно большое насилие. Бедная земля досталась ко­ рейцам, да и той мало. Выжить на ней можно только за счет нескончаемой работы.» [6]

Обвиняя в своем произведении во всех бедах конфуци­анство, Ким Гениль как будто не видит той колоссальной пользы, которую принесло Кореи конфуцианское учение. Естественно, конфуцианство, сдерживая свободу личности, не могло не породить связанных с этим проблем. Да к тому же, в условиях «американской» демократии, объявляющейвседозволенность, конфуцианство выглядело, мягко говоря, как схоластичные традиции средневековья в эпоху Возрож­дения. И, как бы ни было много отрицательных мнений по поводу тендерного шовинизма из-за всевозрастающей роли мужчин, по поводу излишней услужливости корейских работ­ ников, факт остается неизменным – Южная Корея является процветающей, конкурентоспособной, развитой, сильной державой. И конфуцианство, на мой взгляд, не то, что не тор­ мозит, наоборот является прочным фундаментом прогресса.

Ведь, вспомним, именно иерархичность и конформизм конфуцианских традиций во многом способствовали корей­скому «экономическому чуду», низкому уровню преступно­ сти в корейских городах, а сбор золота населением в пери­од кризиса МВФ позволил покрыть 30% валютных долгов государства. «Долг и дисциплина – на этих конфуцианских китах успешно держится преуспевание корейской нации» [6] Высокий уровень образования в Корее также обязан конфу­цианской традиции. Образование всегда считалось главной добродетелью «благородного мужа». В Корее наличие уни­верситетского диплома является абсолютно обязательным условием карьеры в любой области. Подобно тому, как в ста­ рые времена человек, не сдавший кваго (экзамен на чин), не мог стать чиновником, так и кореец без диплома не сможет достичь ничего в наши дни. [2,238] А образование населения страны определяет уровень ее развития. Кроме того, отно­шение населения к своему государству как к своей семье вливается в такое понятие как «заинтересованность в благо­получии своей семьи, т.е. страны»

Конфуцианские ценности, интегрировав с западными ценностями, создали очень конкурентоспособный симбиоз,благодаря которому Корея вышла на те позиции, на которых она сейчас находится. Т.е. с одной стороны это исторически доказанные и позитивно влияющие конфуцианские ценно­ сти, которые насчитывают вековые традиции, а с другой сто­роны, свежий ветер с запада, позволивший Кореи выйти на мировой уровень.

Соединение таких конфуцианских качеств в бизнесе, как скромность и дисциплинированность, исполнительность исвоевременность и западных – хладнокровие и прагматизм, выводят корейские фирмы всё на новые и новые высоты.

В корейском обществе не пришлось под давлением гло­ бализации отказаться от традиционных ценностей, напро­ тив, преимущество построение общества по конфуцианско­ му типу, как в Корее, так и в Китае привело к оригинальному,успешному опыту трансформации из патриархальной аграр­ной страны в самодостаточное капиталистическое государ­ство.

А призывы слепо копировать западные стандарты, за­ падные институты, не наполняя их соответствующим содер­жанием, может привести к тому, что эти институты не будут работать.

Хан Ю. А. – студентка 2-го курса кафедры корееведения факультета востоковедения КазНУ им. Аль-Фараби. Внучка известного драматурга и писателя Хан Дина. Автор ряда газетно-журнальных статей. Заняла 2 место на студенческой научной конференции в Ташкенте (2007), научный руководитель д. и. н., профессор Ким Г. Н.

https://koryo-saram.ru/konfutsianstvo-v-sovremennoj-sisteme-tsennostej-korejtsev/#more-544


  • 1
Основательный реферат, пространный, видно, что старалась.

Чужие реалии все равно слабо представимы "это надо видеть" , чтоб понять как это работате,
зачастую под вроде бы знакомыми понятиями на деле скрываются абсолютно непривычные вещи.

(Так же как про Израиль написать - на словах будет все так, а представят что угодно, только не то как оно есть)

Edited at 2017-07-16 03:45 pm (UTC)

  • 1
?

Log in